О проекте | Помощь  
  
 
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
ГаГбГвГгГдГеГжГзГиГйГкГлГмГнГоГпГрГсГтГуГфГхГцГчГшГщГъГыГьГэГюГя
 

ГАСТЕВ

ГАСТЕВ - Алексей Капитонович (1882- 1941), учёный и поэт, один из основоположников педагогики профессионального образования и научной организации труда в РСФСР. Организатор и руководитель Центрального института труда при ВЦСПС (ЦИТ; 1920-38). Активный участник дискуссий по проблемам пролетарской культуры и подготовки квалифицированных рабочих. Организатор акционерного общества "Установка" (1928), готовившего на хозрасчётных началах кадры для промышленности. Г. стремился создать индустриальную педагогику, способную покончить с психологией ремесленничества. В основе педагогической доктрины Г. лежит идея "социального инженеризма", построенного на изучении человека в трудовом процессе и тенденций развития производства, социальном и трудовом экспериментировании, применении психофизиологических и других исследований. Она воплотилась в "установочном методе ЦИТа", который Г. рассматривал как основу реформы всей системы обучения и воспитания, общепедагогический метод формирования человеческих способностей. По сути, Г. выдвинул идею алгоритмизации и программирования обучения и воспитания, предвосхитив идеи С. Пресси (1926) об обучающих автоматах. Понятие "установка", введённое Г., имело в виду формирование ориентаций личности, ведущих к автоматизму деятельности через "культурные установки", "биоустановки" и пр. Концепция Г. послужила одним из источников теории деятельности. Свою педагогическую систему Г. называл "педагогикой тренировки", переоценивая возможности безграничного воздействия на организм человека. Идеи Г. оказали особое влияние на развитие теории и методики производственного обучения. Предложенная им система отличалась жёстким единством всех элементов: квалификационных характеристик, программы упражнений, режима обучения и т.д. Методика Г. легла в основу ускоренной подготовки квалифицированных рабочих и имела большой успех. Г. выступал против долгосрочных форм профтехобразования, прежде всего школ ФЗУ, указывал, что общее образование в них - ненужная дань "гуманитарности". Позиция Г. воспринималась как выступление против социальной защищённости молодёжи. В духе установочной доктрины Г. разрабатывал и идеи политехнического обучения. Педагогическая концепция Г. представляла собой одно из оригинальных направлений в развитии педагогики 20-х гг. и оказала на неё значительное влияние. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.