О проекте | Помощь  
  
 
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
ЧаЧбЧвЧгЧдЧеЧжЧзЧиЧйЧкЧлЧмЧнЧоЧпЧрЧсЧтЧуЧфЧхЧцЧчЧшЧщЧъЧыЧьЧэЧюЧя
 

ЧАРНОЛУСКИЙ

ЧАРНОЛУСКИЙ - Владимир Иванович (1865-1941), деятель в области народного образования и общественно-педагогического движения, профессор (1924), д-р педагогических наук (1935). В 1891-97 работал в Петербургском комитете грамотности. По его инициативе и методике проведена перепись рос. начальных школ (материалы обобщил в фундаментальном труде "Начальное народное образование в России", т. 1-4, 1900-05; совместно с Г.А. Фальборком). Один из организаторов общества "Знание" (после 1897). За критику правительства в области образования был арестован и сослан. По возвращении из ссылки (1905) активно участвовал в деятельности Всероссийского учительского союза (ВУСа), входил в его Центральное бюро, в 1906 член правления Лиги образования. В 1908-16 разработал совместно с Фальборком проект демократической реформы системы рос. образования (децентрализация управления образованием, расширение автономии школ, создание школьных советов и пр.). Составил также совместно с Фальборком фундаментальный труд "Настольная книга по народному образованию" (т. 1-4, 1899-1911), содержавший полный свод законов, распоряжений и справочных сведений по вопросам школьного и внешкольного образования. После Февральской революции 1917 вошёл в Комитет по народному образованию при Министерстве народного просвещения Временного правительства (председатель бюро). Под его руководством были разработаны осн. принципы реформы образования (Декларация и Временное положение "О единой общественной общеобразовательной школе", октябрь 1917). После Октябрьской революции 1917 в труде "Культура социальной личности" (не опубликован, хранится в научном архиве РАО) обосновал концепцию "единой общей гармонической школы". С 1919 работал в Новозыбковском уездном Отделе народного образования. С 1921 в Наркомпросе РСФСР, одновременно до середины 20-х гг. сотрудничал в его научных институтах, преподавал в 1-м и 2-м МГУ. Один из инициаторов создания Государственной библиотеки по народному образованию (1923), а также издания справочной литературы для учителей (календари, спутники учителя и др.). С конца 20-х гг. посвятил себя библиотековедению и библиографии: гл. библиотекарь Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина (1928-33; ныне Российская государственная библиотека); один из создателей отечественной систематической педагогической библиографии в России; председатель секции педагогической библиографии Книжной палаты. Труды по вопросам народного образования и библиографии.