О проекте | Помощь  
  
 
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
РаРбРвРгРдРеРжРзРиРйРкРлРмРнРоРпРрРсРтРуРфРхРцРчРшРщРъРыРьРэРюРя
 

РАЧИНСКИЙ

РАЧИНСКИЙ - Сергей Александрович (1833-1902), педагог-просветитель, деятель народного образования. Окончил Московский университет (1853), в 1859 первым возглавил в нём кафедру физиологии растений (профессор ботаники, 1866). Публиковал труды, пропагандировавшие учение Ч. Дарвина, занимался переводами; впервые перевёл на русский язык труд "О происхождении видов" (1864) Дарвина. На протяжении своей деятельности построил св. 20 начальных школ, 4 из которых содержал полностью. С 1885 инспектор народных школ и попечитель женских училищ в Смоленской губернии. Составил проект всеобщего народного образования, принятый за основу школьного строительства в Смоленской губернии. Р. пытался создать тип русской национальной школы. В программы обучения входило изучение церковно-славянского и (параллельно) русского языков, Закона Божьего, церковное пение, чтение русских писателей и некоторых зарубежных классиков, необходимый в крестьянском быту минимум общеобразовательных знаний, черчение, музыка и рисование. Занятия продолжались в течение дня, чередуясь с физическим трудом, прогулками и отдыхом. Весь уклад жизни школы приближался к семейному. Одарённые ученики получали стипендию за счёт личных средств Р. Школа Р. стала лабораторией школьного образования; для обмена опытом в неё приезжали учителя со всей России. Татевская средняя школа работает в настоящее время, при ней создан музей Р. Опыт работы своих школ Р. обобщил в книге "Сельская школа", по выходе которой в 1891 был избран ч.-к. АН по отделению русской словесности. Материалы, рассказывающие о достижениях этих школ, были представлены на Всерос. промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896) и Всемирной парижской выставке (1900); по их образцу были созданы мн. школы в России и две школы-интерната в Англии.