О проекте | Помощь  
  
 
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
РаРбРвРгРдРеРжРзРиРйРкРлРмРнРоРпРрРсРтРуРфРхРцРчРшРщРъРыРьРэРюРя
 

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ - повышенная возбудимость, склонность к негативным эмоциональным реакциям в ответ на неадекватные им по значимости ситуации. Р. во многом определяется типом нервной системы ребёнка; она может быть врождённой, наследственно обусловленной особенностью ребёнка или следствием неблагоприятных воздействий (стрессы, инфекции и пр.) в период беременности матери, а также результатом родовой травмы. Р. у маленьких детей выражается в плаксивости, беспокойстве, плохой переносимости малейшего дискомфорта. Для обеспечения нормального развития такого ребёнка необходима организация максимально щадящего режима и образа жизни малыша. В дошкольном возрасте Р. у детей постепенно смягчается. Однако при малейшем перенапряжении все неприятности начинаются снова и продолжаются достаточно долго. В детском учреждении такие дети адаптируются тяжело; по возможности их лучше отдавать в дошкольные учреждения не ранее 4-5 лет. Поведение раздражительного ребёнка характеризуется капризностью (см. Капризы), упрямством, иногда агрессивностью (см. Агрессивное поведение). Такие дети с трудом включаются в процесс обучения, во время занятий быстро утрачивают внимание и интерес, на замечания реагируют бурно или, наоборот, "цепенеют". На такого ребёнка не следует "давить", добиваясь немедленного результата. Взрослые могут по-разному относиться к раздражительному ребёнку. Это может быть или опекающее, оберегающее воспитание, или строгое, требовательное отношение, стремление "переломить" ребёнка. Первый тип отношения к ребёнку хотя и благоприятствует функционированию его нервной системы, но может привести к "психической инвалидизации", неумению контактировать с людьми, к потере веры в себя, проявлению тревожности, мнительности, робости. Чрезмерно строгое воспитание приводит к частым стрессам, ещё больше ослабляющим нервную систему ребёнка (см. Неврозы). Такому ребёнку необходимы индивидуальный подход в воспитании с учётом его возможностей и дозирование нагрузок (в т.ч. физических), создание постоянного положительного фона общения, формирование у ребёнка уверенности в себе. При отсутствии положительных сдвигов в состоянии ребёнка следует проконсультировать его у врача-психоневролога.