О проекте | Помощь  
  
 
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
РаРбРвРгРдРеРжРзРиРйРкРлРмРнРоРпРрРсРтРуРфРхРцРчРшРщРъРыРьРэРюРя
 

РАДИОВЕЩАНИЕ

РАДИОВЕЩАНИЕ - система распространения социально-культурной информации в звуковой форме с помощью электромагнитного излучения; электронное средство массовой коммуникации. Техническая основа Р. - радиосвязь (передача и приём радиоволн). В отечественной истории Р. принято считать, что идея радиосвязи впервые реализована А.С. Поповым, продемонстрировавшим своё изобретение 7 мая 1895 в С.-Петербурге (эта дата отмечается как День радио). В зарубежных источниках автором этой идеи называется итальянский инженер и предприниматель Г. Маркони, получивший в 1897 патент на изобретение радиоприёмника (Нобелевская премия, 1909), фактически тождественного устройству Попова. С 1920 началось регулярное Р. в США, с 1922 в Европе (Великобритания, Франция и др.). В России через громкоговорящие радиотелефонные установки передавались сообщения Российского телеграфного агентства (РОСТА), а с 1924 ежедневные радиопередачи вела Сокольническая радиостанция им. Попова в Москве. В 2000 в Рос. Федерации имелись: государственные радиостанции федерального уровня, вещающие на Россию и страны ближнего зарубежья, - "Радио России", "Маяк" (информационно-музыкальная), "Радио-1", "Юность", "Орфей" (классическая музыка), "Голос России" (вещание на зарубежные страны); региональные (областные, краевые, республиканские); локальные (городские, районные и пр.); общественные; коммерческие (в основном музыкально-информационные) и др. Педагогические проблемы Р. традиционно рассматриваются в воспитательном и образовательном аспектах. Осн. цель передач воспитательного характера - формирование норм поведения и ценностных ориентаций детей, подростков, молодёжи и организация их досуга. Воспитательные программы возникли с началом регулярного Р. В СССР уже с 1924 начала складываться адресная публицистика, с 1925 в эфир выходили рубрики "Радиооктябрёнок" и "Радиопионер". Во 2-й половине 20-х гг. организованы детские редакции Р. в Москве и Ленинграде. Широкое распространение получили радиоверсии детских газет и журналов: "Мурзилка", "Ёж", "Пионерская правда" и т.п. В 1932 при Центральном вещании СССР образован Сектор детского вещания. Объём детского вещания составлял 13 ч в неделю, появилась первая регулярная рубрика для дошкольников - "Малыш" с гл. действующим персонажем Петрушкой. В 1933 создана молодёжная редакция. К участию в передачах привлекались сами дети и подростки - деткоры и юнкоры. Осн. детской радиопередачей была "Пионерская зорька" (ежедневная утренняя радиогазета, 1934-91). С 1944 выходила в эфир "Угадай-ка". К началу 60-х гг. большинство школ располагало радиоузлами. На Московском радио в 1962 на основе Гл. редакции Р. для детей и юношества (образована в 1956) создана радиостанция "Юность", вещавшая для молодёжи 15-30 лет. Отличительной чертой "Юности" была тесная обратная связь со слушателями ("Полевая почта "Юности""). В 60- 70-х гг. расширился диапазон передач для различных возрастных групп ("Сказка за сказкой", "КОАПП", "Радионяня", "Клуб знаменитых капитанов", "Ровесники"). В 90-е гг. в Р. проявилась ярко выраженная тенденция - деполитизация Р. (например, "Пионерская зорька" преобразована в "Пингвин", а с 1994 - в "Непоседы"); появились религиозные передачи и др. В то же время сократилось число программ для дошкольного возраста, уменьшился объём трансляции народной и классической музыки. В начале 2000 передачи для детей и молодёжи готовили редакции "Радио России" (Всероссийская государственная телерадиокомпания, ВГТРК), "Радио-1", региональные телерадиокомпании и др. В образовательном Р. уже на ранней стадии его развития выделились два тесно связанных между собой направления: просветительское и учебное (целенаправленное использование Р. в структуре систем обучения). Учебное Р. появилось в середине 20-х гг. в виде лекций, бесед по различным областям знаний и даже циклов передач. Например, в СССР радиостанция Коминтерна в 1925-27 транслировала научно-популярный курс радиотехники, а в 30-е гг. в рамках учебного Р. организовалось "вещание на урок". Возникли первые формы заочного обучения для взрослых: в 1928 был создан первый рабоче-крестьянский университет по радио, в 1930 преобразованный в Институт заочного обучения по радио. В 30-х гг. во Всесоюзном комитете по радиофикации и радиовещанию был образован сектор самообразования. Определились формы учебных передач: лекция; передача с художественной иллюстрацией (с использованием литературных и музыкальных произведений); радиоэкскурсия; учебная радиопьеса; викторина и т.п. Разрабатывалась методика учебной работы с радиопередачами, включавшая фазы: подготовительную (формирование установки на восприятие), активное слушание, выполнение заданий, обобщение. В 50-80-е гг. циклы учебных передач "В помощь школе" для учащихся начальной и средней школы готовили Главная редакция для детей и подростков и редакция вещания для молодёжи Всесоюзного радио. В 90-е гг. передачи образовательного Р. сконцентрировались на нескольких крупных областях знания: медицина, экология и охрана природы, педагогика (в т.ч. для родителей), история, литературоведение, искусствознание и др. Собственно учебное Р. осуществляется в основном в форме заочных курсов иностранных языков.