О проекте | Помощь  
  
 
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
ПаПбПвПгПдПеПжПзПиПйПкПлПмПнПоПпПрПсПтПуПфПхПцПчПшПщПъПыПьПэПюПя
 

ПАМЯТЬ

ПАМЯТЬ - психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. П. осуществляет связь времён - прошлого, настоящего и будущего и является важной психической функцией, обеспечивающей развитие личности и её обучение. В соответствии с функциями П. различают её осн. процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них - запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, полноту и точность её воспроизведения. Использование человеком приобретённого опыта осуществляется посредством восстановления ранее усвоенных знаний, умений и навыков. Наиболее простой его формой является узнавание. Более сложная форма - воспроизведение таких объектов прошлого опыта, которые в данный момент не воспринимаются. Забывание проявляется по-разному - от отдельных ошибок в припоминании и узнавании до невозможности не только припомнить, но и узнать ранее воспринятое. Виды П. различаются в зависимости от характера запоминаемого материала, способа его запоминания и времени удержания в П. В соответствии с типом материала выделяют вербальную (словесную), образную, двигательную и эмоциональную П. Развёрнутую характеристику этих видов П. дал П.П. Блонский. П. вербальная (словесная) направлена на запоминание слов, иногда этот термин употребляется в смысле доминирования этой модальности П. над другими. Образная П. характеризуется преимущественной направленностью на определённые образы (зрительные, слуховые, тактильные и др.). П. двигательная, в значительной мере автоматизированная, имеет своим объектом движения, их координацию и последовательность. Эмоциональной называют П., для которой характерно доминирование чувств, эмоций, аффективной значимости. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную П. и т.п. Зрительная П. связана с деятельностью зрительного анализатора. Слуховая П. направлена на запоминание звуков (музыки, шумов и т.д.). Осязательная П. позволяет сохранять информацию о внешнем мире. Различают в зависимости от типа мышления П. ассоциативную, логическую, опосредованную. П. ассоциативная характеризуется тем, что элементы запоминаемого связываются между собой ассоциативно. Логическая (смысловая) П. построена на логически-смысловой (причинно-следственной) связи между запоминаемыми элементами. Опосредованная П. включает в себя память ассоциативную и логическую. По времени действия различают П. кратковременную и долговременную. Кратковременная (оперативная) П. обеспечивает оперативное удержание и преобразование материала, необходимого в процессе непосредственной деятельности. Перевод запоминаемого из сенсорной сферы в кратковременную П. осуществляется благодаря функции активного внимания. Продолжительность удержания информации не превышает нескольких десятков минут. П. долговременная обеспечивает длительное удержание знаний (часы, годы, иногда десятилетия), относится к умениям и навыкам, характеризуется значительным объёмом удерживаемой информации. Для перевода запоминаемого материала в долговременную П. необходима его осмысленная интерпретация. Механическая (непосредственная) П. направлена на запоминание не связанных между собой ассоциативно или в логически-смысловом отношении элементов. Непроизвольная П. фиксирует материал вне участия произвольного внимания. При работе произвольной П. процесс запоминания осуществляется целенаправленно, при участии активного внимания. Развитие П. начинается на первом году жизни. Её элементарные формы в виде простейших условных рефлексов наблюдаются уже в возрасте двух недель. С пятого месяца жизни отмечается узнавание ребёнком окружающих лиц и предметов. В раннем детстве и младшем дошкольном возрасте П. имеет непроизвольный характер. Ребёнок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что оказывает на него сильное эмоциональное действие. Первые проявления произвольного запоминания отмечаются лишь на четвёртом году жизни, вначале - при выполнении ребёнком к.-л. поручений или заданий, особенно если они непосредственно связаны с осн. видом деятельности детей этого возраста - игрой. Интерес к игре способствует развитию преднамеренной П., т.к. создаёт сильное эмоциональное подкрепление для запоминания и воспроизведения требуемых действий. Отличительной чертой детской П. является её наглядно-образный характер. Ребёнок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала - преимущественно образные и эмоционально окрашенные рассказы и описания. Отвлечённые понятия и рассуждения, ещё плохо понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В школьном возрасте под влиянием систематического обучения развитие П. значительно интенсифицируется. При этом наблюдаются не только количественное увеличение объёма и скорости запоминания и воспроизведения, но и ряд качественных изменений. Усиливается использование всякого рода "опор", играющих в процессах П. опосредствующую роль, в силу чего запоминание и воспроизведение у школьников всё более начинают носить опосредованный (а не непосредственный, как это было раньше) характер. Психологами разработаны многочисленные приёмы усовершенствования П. При всём их многообразии в их основе лежит гл. принцип: логическая организация запоминаемого материала в противовес малопродуктивному механическому заучиванию.