О проекте | Помощь  
  
 
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
ПаПбПвПгПдПеПжПзПиПйПкПлПмПнПоПпПрПсПтПуПфПхПцПчПшПщПъПыПьПэПюПя
 

ПАВЛОВ

ПАВЛОВ - Иван Петрович (1849-1936), физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, академик Петербургской АН (с 1907) и академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1904). Профессор (с 1890) Военно-медицинской академии, в 1896-1924 зав. кафедрой физиологии. С 1925 директор Института физиологии АН СССР. Развивая идеи И.М. Сеченова, П. создал в начале 20 в. принципиально новое учение о высшей нервной деятельности, отличавшееся от концепций других авторов строго причинным объяснением механизмов и закономерностей поведения живых существ. Осн. понятие этого учения - "условный рефлекс" - П. определял как элементарное явление жизнедеятельности, интегрирующее в себе как физиологическое, так и психическое. Преобразованное П. понятие о рефлексах позволило объяснить приобретение организмом новых форм поведения (научение), основу которого составляет выработка временных связей в коре больших полушарий головного мозга. Возникая на основе прирождённого безусловного рефлекса, условный рефлекс обеспечивает приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды. Специальному исследованию в школе П. подвергнуты взаимоотношения между корой головного мозга и подкорковыми центрами, что позволило выявить роль инстинктивных и эмоциональных факторов в организации поведения. Экспериментальное изучение эмоций было проведено также в связи с нарушением баланса между возбуждением и торможением и ломки т.н. динамического стереотипа, т.е. прочно сложившейся системы условно-рефлекторных связей. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, П. выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как "сигналу сигналов" мозг отражает реальность в обобщённой форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. П. выдвинул также учение о типах высшей нервной деятельности, которые понимались как основанные на определённом сочетании свойств нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) устойчивые индивидуальные "картины поведения", соотносимые с четырьмя типами темперамента. Поставив своей задачей создание нового учения о поведении, П. первоначально назвал его "экспериментальной психологией", однако впоследствии отказался от этого термина. Тем не менее открытие условных рефлексов как механизма построения новых форм поведения оказало значительное влияние на мировую психологическую мысль. В США учение П. стало одним из источников бихевиоризма. В России труды П. стимулировали выдвижение новых идей в исследованиях психических функций (работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др.). Учение П. о типах высшей нервной деятельности, развитое в отечественной школе дифференциальной психофизиологии, имело важное психолого-педагогическое значение, поскольку намечало новые подходы к психодиагностике. На основе учения П. разрабатывался широкий круг педагогических проблем, в особенности связанных с выработкой навыков, развитием памяти, внимания, динамики познавательных и эмоциональных процессов.