О проекте | Помощь  
  
 
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
НаНбНвНгНдНеНжНзНиНйНкНлНмНнНоНпНрНсНтНуНфНхНцНчНшНщНъНыНьНэНюНя
 

НАТОРП

НАТОРП - (Natorp) Пауль (1854-1924), немецкий философ, крупнейший теоретик социальной педагогики, д-р философии (1881). С 1885 профессор Марбургского университета. Последователь т.н. критического реализма. Н. вместе с Г. Когеном стал основателем марбургской школы неокантианства. Рассматривал воспитание ("К школьному вопросу", 1893) как пробуждение духовной самостоятельности воспитанника во взаимопересечении волевых устремлений его и воспитателя. При этом влияние воспитателя не должно иметь характер авторитарного воспитания. Формирование личности, по Н., осуществляется как установление отношения индивида ко всеобщему духовному закону. В трудах "Всеобщая педагогика в тезисах..." (1905), "О философии как науке, фундаментальной для педагогики" (1909) обратился к проблеме научного статуса и содержания педагогики, считал, что педагогика предполагает целостную философию для себя и в то же время создаётся как наука о человеке, которая может быть обоснована только философски. Согласно Н., философия указывает не только цель воспитания, но и путь: личность реализуется в познании (через интеллект), в нравственном поведении (через волю), в творчестве (через фантазию). Н. развивал идею воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта, но в его трактовке воспитывающее содержание предметов должно быть направлено на формирование воли ученика. Он считал, что педагогика включает в себя не только задачи всеобщего анализа воспитания, но и индивидуального подхода. В этой связи указывал на роль "всеобщей психологии", выявляющей законы индивидуального развития - от чувственности через рассудок к разуму. Этому порядку соответствует домашнее и школьное воспитание, а также самовоспитание. Н. оказал значительное влияние на философско-педагогические представления и теории 20 в., в частности на интерпретации педагогики в духе "этического социализма", разрабатывавшиеся марбургской школой.