О проекте | Помощь  
  
 
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
НаНбНвНгНдНеНжНзНиНйНкНлНмНнНоНпНрНсНтНуНфНхНцНчНшНщНъНыНьНэНюНя
 

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА - совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, Н.п. сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов. Одним из определяющих компонентов воспитания в Н.п. выступает передача некоторых традиций в процессе взаимодействия поколений. С древнейших времён сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношества, подготовки к семейной жизни. В народном сознании чётко выражены идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания, отражённые в фольклоре. В Н.п. прослеживаются логическая стройность и системность. Традиционные представления о ребёнке как субъекте воспитания в Н.п. реализовались в особом внимании и заботливом отношении к детям, в т.ч. к сироте, приёмышу, падчерице, пасынку и пр. Достаточно полно представлены факторы воспитания: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример. Важнейшая роль отводилась приобщению ребёнка к языковой культуре. Словесному воздействию придавался особый (иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намёк, пожелание и пр.). В традиционной педагогике всех народов последовательно проводится идея полного педагогического цикла (человек рождается внуком, умирает дедом). Конкретные цели воспитания воплощались в образе идеального человека ("добрый молодец", "умница-красавица" и т.д.) и в виде добродетелей, в которых просматривается традиционное народное понимание педагогических функций: развитие ума, воспитание честности, порядочности, трудолюбия и т.д. Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг другу. Они включают ум, красоту, нравственные достоинства, физическую силу (здоровье), выносливость. В Н.п. учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. В народных традициях имеют место и своеобразные формы организации жизни и самодеятельности детей и молодёжи: трудовые объединения, вечёрки, праздники с многочисленными состязаниями, театрализованными представлениями, маскарадом. В истории Н.п. можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитательных функций. Первым и гл. лицом в традиционном воспитании первоначально была мать. На протяжении длительного времени старшие братья и сёстры имели важнейшее значение в воспитании, роль отца как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи. В рамках рода и племени семья являлась средоточием народной педагогики - идей, традиций, опыта. В процессе формирования общественных образовательных институтов Н.п. прочно сохраняла свои позиции. Переход воспитательных функций в ведение государства оказывал разрушительное воздействие на Н.п.: утрачивались национально-педагогические традиции, самобытные формы воспитания. Н.п. представляет собой лишь часть целостного фольклорного сознания. Задача педагогики состоит в выделении и систематизации элементов педагогической системы без изменения оригинального характера Н.п. Развитие педагогической науки во многом определялось содержанием Н.п., т.к. научная педагогика основывалась на сложившихся воспитательных традициях, в педагогической практике отражался опыт народного воспитания. В рос. педагогической теории термин "Н.п." впервые употребил (1864) К.Д. Ушинский. Идеи и традиции Н.п. нашли отражение в педагогических трудах Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева, Д.Д. Семёнова и др. Удачный опыт соединения традиционного воспитания с педагогической теорией продемонстрировали Яснополянская школа Л.Н. Толстого и Симбирская чувашская учительская школа И.Я. Яковлева. Во 2-й половине 20 в. тенденции демократизации системы образования во всём мире способствуют возрождению мн. традиционных форм воспитания.